Казанская икона Божией Матери

Казанская икона Божией Матери,

из храма в с. Рожново Борского района Нижегородской области.

 

Ковчег с Казанской иконой Божией Матери сооружен в 1899г. для ношения святой иконы во время крестных ходов.

Выполнен из латуни в виде часовни с тремя главками, увенчанными крестами, богато украшен сканью, эмалью и гравировкой. (В настоящее время отреставрирован.)

Впереди его помещена чтимая икона Божией Матери в окружении святых под ризой. С обратной стороны — образ Казанской Божией Матери, а по бокам — изображения Святителя Николая Чудотворца и мученицы царицы Александры — небесных покровителей Государя Императора Николая Александровича  и Государыни Императрицы Александры Федоровны.

На Ковчеге имеются надписи в чеканном виде:

1. «Сооружен сей ковчег в 1899 г. старанием Федора Федоровича Гончарова и Старшины Нижегородского общества хорургвеносцев Василием Васильевичем Дятловым и прочими доброхотными жертвователями для ношения чудотворной иконы Казанской Божией Матери из села Рожнова в село Бор. Сие творится воспоминание в память избавления от моровой язвы.»

2. «В память священного Коронования Их Императорских Величеств Николая Александровича и Александры Федоровны.»

3. «Мастер Иван Порфирьевич Воронов в Нижнем Новгороде. 1899 г.»

История явления местно-чтимой Казанской иконы Божией Матери сохранилась в церковном предании, которое повествует, что очень давно, в двадцати верстах от Нижнего Новгорода на берегу лесной речки Ватома, среди топкого болота явилась икона. Обретенная местными жителями, она была отнесена в храм Святителя Николая Чудотворца села Заскочиха. Но произошло чудо: ночью икона из храма исчезла и вновь была обретена на месте своего явления. Трижды крестьяне относили икону в храм и трижды она возвращалась на болото.  Тогда жители, в то время еще небольшого, селения Рожнова починка, по благословению первого Нижегородского Митрополита Филарета в 1673 году построили деревянный храм на месте явления святой иконы.

Чудотворная икона Казанской Божией Матери была всегда чтима не только местными прихожанами, но и нижегородцами.

Святой образ Богоматери особенно прославился чудесами избавления жителями Нижегородчины от эпидемии  моровой язвы в 1771 году и эпидемии холеры в 1888 году.

В Адрес-календаре Нижегородской Епархии 1888 года, в разделе «Святые иконы по преимуществу чтимые в Нижегородской Епархии» так повествуется об иконе и событиях того времени: «Святая икона  весьма древняя, но год написания ея не известен. Образ почитается чудотворным с 1771 года, когда в Н.Новгороде и окрестных селениях его была язва, открывавшаяся черными пятнами, жители брали святую икону к себе в домы, для молитвы пред нею. Село Бор и окрестные с ним селения были избавлены по вере в благодатную силу от сей святой иконы от язвы; в память чего и доселе берут жители этих селений святую икону в свои села.

Почитается святая икона за чудотворную жителями Семеновского уезда, в память своего избавления от холеры, и жителями Нижнего Новгорода.»

С этими событиями связана установившаяся традиция крестных ходов с чудотворным образом, для ношения которого и был изготовлен Ковчег. (Его носли на плечах 12 человек.)

По воспоминаниям А.И. Садова (доктора богословия, профессора Санкт-Петербургской Духовной Академии, сына настоятеля Казанского храма Ивана Герасимовича Садова): «Вся видимая двухверстная дорога до ближайшей к селу деревни Ватома, по которой двигалось шествие, обычно представляла сплошную широкую ленту пешеходов-богомольцев, сопровождавших святыню.»

После революции традиция крестных ходов с чудотворной иконой была прервана и возобновилась в 1998 году по благословению Митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова).